«Государь» Макиавелли
Инструкция по строительству авторитарного государства в 16 веке. Принципы книги актуальны и сейчас в управлении; можно легко провести параллели с современной Россией. Первая часть посвящена государству, вторая — рассуждениям о республике.
Биография и контекст
Макиавелли вырос во Флоренции, жил в 1498—1512 годах. Сын успешного, хотя и не очень богатого юриста, обладающего большим влиянием и связями. Отец стремился дать лучшее возможное образование, о чём упоминает в своих дневниках: «я потратил на это столько денег, что о сумме страшно даже писать».
С семи лет Макиавелли изучал латинский язык и получил не классическое, в строгом смысле слова, образование. Он не знал греческого языка, поэтому не мог читать труды греческих философов в оригинале, хотя в «Государе» есть прямые параллели с работами Платона. Он был образован, но не входил в высшую интеллектуальную прослойку.
Во времена Макиавелли появилась учёность, независимая от церкви, расцветали ремесленники, зарабатывавшие профессиональным трудом. Происходил переход от религиозно-центрированной парадигмы к гуманистической. Если в религиозной парадигме на первом месте Бог, а потом человек, то в гуманизме наоборот. Ключевая особенность гуманизма в том, что мир создан для человека, а в Библии это подчёркивается.
Эпоха гуманизма прославляла человеческую деятельность. Гуманизм предполагает равенство всех людей, важность образованности и активности натуры. Во время жизни Макиавелли сформировалась «школа неоплатоников» — универсальная логическая система, объясняющая строение Сущего и явлений в нём.
В определённый момент Макиавелли вошёл в республиканский интеллектуальный кружок, где были заговорщики против семейства Медичи, вернувших себе власть во Флоренции. Заговорщики оказались учениками Макиавелли, что привело к его приговору к смертной казни. Позже Медичи амнистировали его, но лишили всех должностей.
«Государь» — труд Макиавелли, поднесённый двору Медичи в надежде вернуть их расположение. Интересно, что, будучи сторонником свободных взглядов, Макиавелли написал работу, в которой описывается, как строить и управлять авторитарным государством.
Содержание
Ниже я представляю не дословные цитаты из текста, а скорее свободный пересказ интересующих меня моментов.
Государство — это то, что связывает части в целое.
Объяснение в трёх пунктах:
- Власть — это то, что необходимо для организации целого. Есть те, кто занимается этой организацией, занимая позиции функционеров.
- Нужны силы, поддерживающие тех, кто поддерживает функционеров. Эту роль играет господство.
- Самый важный элемент организации власти — разум. Он является одним из компонентов господства.
При неизменности власти наступает момент, когда избыточные ресурсы теряются ради сохранения статус-кво, что невыгодно обществу, так как ресурсы отнимаются от других возможностей развития.
Государства бывают унаследованными, новыми и смешанными. Что касается населения, есть те, кто привык повиноваться, и свободные люди. Человек становится государем благодаря доблести и судьбе.
Для государя важно быть доблестным для свершений. Доблесть — это использование возможности с пониманием духа времени. Случай — это материал, из которого благодаря воле может проявиться триумф. Понимание времени — это осознание, что вчера было рано, а завтра будет поздно.
Доблесть позволяет раскрыть смысл событий. При этом действия должны быть решительными и сильными. Макиавелли приводит пример, как государь сначала назначил ставленника в городе, который навёл порядок жёсткими методами. А затем государь приказал разрубить его пополам, оставив тело на площади. Так он добился порядка в городе и любви народа, избавившись от ненавистного управленца.
Человеческие добродетели в политике зачастую превращаются в просчёты в долгосрочной перспективе.
Политическая добродетель должна маскироваться под человеческую. Казни должны вызывать ужас и восхищение (как справедливые), а власть должна поддерживать эту видимость.
Политик — это и человек, и зверь (лис и лев). Лев не защищён от капканов, а лиса — от волков. Поэтому нужно быть лисой, чтобы избежать ловушек, и львом, чтобы отпугнуть волков.
Создание видимости — это часть обмана и лицемерия, и они являются составляющими политической добродетели. Умение прикрыть политическую добродетель человеческой — это часть доблести государя.
Макиавелли много черпал из греческой философии, но не ссылался на источники напрямую, так как это могло выдать его незнание греческого языка. В одной из частей он почти цитирует Платона, утверждавшего, что все добродетели основаны на знании. Знание — это понимание пропорции между наслаждением и страданием. Быть добродетельным — значит уметь выбирать между тем, что приносит удовольствие, а что страдания, и уметь выбирать меньшее из страданий. Эта способность и называется Логос (в греческом — слово, разум и пропорция).
Например, если идёт бой и вы проигрываете, что лучше сделать: дезертировать и вернуться домой, бежав, или умереть в бою? Лучшее из зол — умереть на поле боя, потому что дома вас убьют и привлекут к позору.
Безнравственные действия должны быть прикрыты нравственностью в данный момент, однако по последствиям они могут оказаться действительно милосердными. В моменте толпа ведётся на видимость и успех. Чернь не видит последствий. Если чернь сливается с государством, то нет места для осмысления, всё становится чернью, и нет места для критической позиции.
Те, кто ведётся на видимость — подданные, а не граждане, так как они не обладают доблестью.
Если знать чувствует себя равной, то можно предложить новой знати новые места. Тогда она будет знать, что мы можем забрать у них эту привилегию, и это позволит управлять ими.
Демократическое управление — это воспитание в доблестях.
Вывод: удивительно, как холоднокровно и точно описываются принципы, по которым формируется авторитарное государство. Находясь внутри такого государства, постоянно слышатся утверждения, что «государство для народа», хотя на самом деле всё наоборот — «народ для государства», а это и есть добродетель по Макиавелли.